Рубрика: Биотехнологии

Что такое камни

камень это:

Смотреть что такое «камень» в других словарях:

КАМЕНЬ — муж. ·стар. камык, твер. кама жен. общее название всякаго твердого ископаемого, кроме чистых металлов или крушца, королька. Несколько жидких и сыпучих тел, металлы, и затем камень разных видов, составляют целое царство ископаемых; камень… … Толковый словарь Даля

камень — Скала, утес; камешек, валун, галька, голыш; булыжник, гранит, кремень, песчаник, плитняк, шифер. См. бремя. бросать камнем, краеугольный камень, на вержении камня, наскочила коса на камень, подводные камни, ровно камень отвалился, ровно камень… … Словарь синонимов

КАМЕНЬ — КАМЕНЬ, камня, мн. камни, камней и (реже) камней, и каменья, каменьев, м. 1. только ед. собир. Всякая горная порода, твердая, нековкая и не распускающаяся в воде, в виде отдельного куска или массы. Улицы вымощены камнем. Камень уступает место… … Толковый словарь Ушакова

КАМЕНЬ — КАМЕНЬ, камня, мн. камни, камней и (реже) камней, и каменья, каменьев, м. 1. только ед. собир. Всякая горная порода, твердая, нековкая и не распускающаяся в воде, в виде отдельного куска или массы. Улицы вымощены камнем. Камень уступает место… … Толковый словарь Ушакова

Камень — (иноск.) о человѣкѣ непреклонномъ, безсердечномъ. Камень не человѣкъ, а и тотъ рушатъ. Какъ камень (твердъ, холоденъ) неподатливъ, безучастенъ. Ср. Надо мною слово жениться имѣетъ какую то волшебную власть: какъ бы страстно я ни любилъ женщину,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

КАМЕНЬ — КАМЕНЬ, мня, мн. мни, мней и (устар. и прост.) менья, меньев, муж. 1. Твёрдая горная порода кусками или сплошной массой, а также кусок, обломок такой породы. Бросаться камнями. На сердце к. (перен. о тяжёлом душевном состоянии). К. с души… … Толковый словарь Ожегова

КАМЕНЬ — 1) каменистая гряда; возвышенность, сложенная коренными породами; скалистые обрывы берегов рек в центре и на севере Европейской части Российской Федерации, на Урале.2) Отдельная гора; составная часть географических названий (напр. Денежкин… … Большой Энциклопедический словарь

камень — КАМЕНЬ, мня, м. Центральный процессор, а также любая микросхема. Заменить камень. Чего это паленым пахнет, какой то камень сгорел, что ли? Из жаргона пользователей компьютеров … Словарь русского арго

КАМЕНЬ — звено кулисного механизма, движущегося в направляющем пазу, сделанном в кулисе. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л. Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 КАМЕНЬ (бел.) одиночная гора, ряд гор, хребет или цепь гор … Морской словарь

Камень — Подкаменная Тунгуска, Полюдов кряж, Поясовый Камень, Уральские горы Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

камень — 1. Любой небольшой кусок горной породы или минерал. 2. Драгоценный камень. 3. Каменный метеорит. [Англо русский геммологический словарь. Красноярск, КрасБерри. 2007.] Тематики геммология и ювелирное производство EN stone … Справочник технического переводчика

  • Камень. О. Мандельштам. Серия «Репринты Своего издательства» — коллекция репринтных изданий книг, которые оставили заметный след в истории русской литературы. Мы стремимся к тому, чтобы по возможности точно… Подробнее Купить за 223 руб
  • Камень. Мандельштам О. Э. Первая книга стихов Осипа Мандельштама «Камень» впервые вышла в 1913 году (затем переиздавалась в 1916 и 1923). Этот сборник сразу поставил автора в ряды зрелых и значительных… Подробнее Купить за 170 руб
  • Камень. Александр Варго. В середине гигантской воронки стоит холм, похожий на большую трюфельную конфету. Его так и назвали – Трюфельный холм. Он обладает странными и страшными свойствами:может убивать и оживлять… Подробнее Купить за 159 руб электронная книга

Другие книги по запросу «камень» >>

Камень — это вещество или тело? Виды камней

Камни издревле наделялись людьми магическими свойствами. Считалось, что поистине богат тот, у кого больше драгоценных и натуральных камней. С течением времени от этого никуда не ушли. И сегодня имеющий большое количество великолепных разноцветных сияющих камушков — богатый человек.

Однако люди нашли применение и природным, натуральным камням. В умелых руках каждое чудо горной породы приобретает поистине величественный вид. Но что же представляет собой данный предмет с научной точки зрения? Камень — это вещество или тело? Из чего состоит и какими разновидностями представлен, как используется человеком и какие названия носит? Попробуем разобраться.

Что такое камни

Камень — это вещество или тело?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует вообще определиться, а что такое тела и вещества? Учителя с пятого класса на уроках природоведения детям отвечают на этот вопрос.

Телами принято называть все объекты живой и неживой природы. В то время как вещества — это как раз тот материал, из которого состоят тела. Эти понятия тесно взаимосвязаны. Если выстроить логическую цепочку, то она примет примерно следующий вид: тела — вещества — молекулы — атомы — более мелкие структуры в составе ядра.

По своей природе камни — это продукты горных пород, куски и обломки от них. Поэтому при ответе на вопрос: «Камень — это вещество или тело?» — следует обратить внимание на данный факт. Также следует учесть, что химическая природа горных пород разная, вещества, из которых они складываются специфичны и неодинаковы. Отсюда вывод: камни — это и вещества, и тела с точек зрения разных наук.

Что такое камни

Классификация камней

Этот вопрос вообще долгое время оставался открытым, так как разные ученые интерпретировали его каждый по-своему. В итоге классификация камней была дана только много позже, уже в XX веке. В каждой стране она своя. Для России принято считать приемлемой систему, предложенную В. Я. Киевленко (1973 г.).

  1. Драгоценные, или ювелирные. Примеры: рубин, сапфир, изумруд, алмаз, берилл, александрит, опал, циркон, лунный камень, аквамарин, топаз, турмалин, хризолит, аметист, бирюза, хризопраз, альмандин, розолит, шпинель, цитрин, демантоид, сподунит, пироп. Все они подразделяются на камни I, II, III и IV порядка.
  2. Полудрагоценные, или ювелирно-поделочные. Примеры: горный хрусталь, агат, халцедон, янтарь, гематит, кахонит, раухтопаз, амазонит, лабрадор, шпаты, кварц, родонит, опал обыкновенный, белопорит, гелиотроп, розовый кварц. Все разделяются на элементы I и II порядка.
  3. Поделочные. Примеры: мрамор, флюорит, селинит, кварцит, гранит, яшма, агальматолит, ганит, оникс, джеспляит, лиственит, гагат, обсидиан, оникс.

В более широком смысле все виды камней можно свести к трем группам:

Такая классификация более химическая, так как искусственные и синтетические образцы получают лабораторными методами.

Классы камней, которые были перечислены выше, внутри себя также имеют определенные подразделения. Например, природные имеют свою особую классификацию и названия.

Камни с химической точки зрения

Как уже отмечалось, по своей природе рассматриваемые элементы — это горные породы. Поэтому с химической точки зрения камень — это вещество. Состав определяется обычно сочетанием различных оксидов металлов и их солей.

Например, химический состав всем известных изумруда и рубина практически един — оксид алюминия AL2 O3. Цвет же различается из-за разных примесей других элементов и поглотительной световой способности.

Что такое камни

Можно назвать несколько химических групп соединений, лежащих в основе состава всех природных, в том числе драгоценных, камней:

В каждой группе свои виды камней, исчисляющиеся сотнями разновидностей. Они способны отличаться не только по составу, но и по цвету, форме, размерам, прозрачности, плотности.

Физические свойства

С точки зрения науки физики, камень — это тело. А значит, и свойства для него характерны, как и для остальных подобных объектов: масса, температура плавления и кипения, плотность, цвет, вкус, запах и прочее.

Однако всем известно, что значительная часть камней не имеет вкуса, запаха, не способна плавиться, а только дробиться. Цвет же их настолько разнообразен, что загнать в общие рамки этот показатель просто невозможно. Палитра сияния драгоценных и полудрагоценных камней полная: от черного и белого до ярких синих, красных, зеленых, желтых и фиолетовых оттенков.

В целом же можно выделить несколько основных групп физических характеристик камней, как природных, так и искусственных (включая драгоценные).

  1. Прочность и износостойкость. По данному показателю можно выделить прочные (гранит), средней (мрамор) и низкой прочности (туфы) образцы.
  2. Плотность. Соответствует предыдущему показателю. Делятся на тяжелые — более 2200 кг/м 3 и легкие — меньше этого показателя.
  3. Водопоглотительная способность, которая определяется пористостью структуры.
  4. Кислотоустойчивость. Самые стойкие — гранит и известняк. Достаточно легко рушится мрамор, так как вступает с кислотами в химическую реакцию.

Что такое камни

Таким образом, можно сделать вывод о том, что камень — это вещество или тело природного характера, отличающееся рядом физических и химических характеристик и имеющее большое практическое значение в жизни людей.

Натуральные камни

Конечно, их слишком много, чтобы можно было охватить описанием все. Но самые распространенные, те, которые используются человеком наиболее часто, постараемся рассмотреть.

Внешне очень красивый и благородный вид имеет любой природный камень. Фото Стоунхенджа это прекрасно подтверждает. Даже несмотря на то, что такие образцы не имеют яркой окраски и сияния, они поражают своей величественностью и великолепием.

Что такое камни

Разновидности

Можно выделить несколько популярных примеров природных камней, которые используются людьми в ландшафтном дизайне и строительном деле благодаря своей прочности, красоте и экологической чистоте.

  1. Мрамор, который может быть разного оттенка и рисунка (слоистый или пятнистый). Издревле используется как камень для архитектурных сооружений. С химической точки зрения представляет собой карбонат кальция CaCO3.
  2. Гранит. Является материалом для отделки пола, стен, облицовки зданий, создания невероятных произведений искусства (памятников, монументов и прочее). С химической точки зрения представляет собой сочетание полевых шпатов, кварца и темноцветных минералов.
  3. Песчаник. Используется людьми для мощения тротуаров, строительства лестниц, закладки фундаментов. Используется еще с древности. Химический состав: кварц и полевые шпаты.
  4. Травертин. Чрезвычайно плотный и крепкий камень, превосходящий мрамор по твердости. Также обладает хорошей морозостойкостью. Используется в строительстве наравне с гранитом и мрамором. Состоит из минералов карбоната кальция.
  5. Туф. Красивый пористый камень, достаточно рыхлый. Используется для дизайнерского оформления садовых участков, облицовки зданий. Химическая природа — карбонат кальция, соединения кремния, вулканический пепел и слежавшаяся лава.
  6. Яшма — красивый цветной камень, используемый для декоративных отделок и ювелирных изделий. Представляет собой смесь соединений кремния и оксидов железа.

Есть еще такие распространенные камни, как сланец, базальт, доломит, известняк и другие, которые находят широкое применение в строительном деле и вообще используются человеком. Природный камень, фото которого можно видеть в статье, один из самых популярных сегодня материалов для внутренней отделки помещений.

Искусственные камни: классификация

Такие структуры можно разделить на четыре основные группы:

  • акриловые;
  • полиэфирные;
  • кварцевые агломераты;
  • литьевой мрамор.

Главная особенность каждого из них — это то, что они созданы искусственно, человеком, а потому не встречаются в свободном виде в природе. Свойства их не уступают, а иногда и превосходят, таковык натуральных образцов.

Что такое камни

Основные области использования — изготовление столешниц, моек, выкладка стен, пола, подоконников и прочих поверхностей.

Камни в воде — виды и свойства

Морские камни — важный элемент декора для аквариумов, ванных комнат, оформления помещений в соответствующем стиле. Они очень красивы, разнообразны по форме, размерам и окраске, всегда привлекают внимание.

Какие виды подобных структур существуют?

  1. Ракушечник. Природный камень, сформировавшийся в течении столетий из известковых отложений и ракушечных обломков водных обитателей океанов и морей. Имеет красивый молочный оттенок, подходящие для использования в строительстве характеристики. Широко используется в дизайнерской отделке помещений.
  2. Жемчуг. Относится к натуральным морским камням за то, что является продуктом жизнедеятельности ракушечных моллюсков. Используется в ювелирном деле, очень высоко ценится за прочность, красоту и долговечность.
  3. Кораллы. Также можно назвать их морскими камнями, ведь они со временем превращаются в очень прочные конструкции, сформированные известковыми минералами, кварцем и продуктами жизнедеятельности океанских обитателей — полипов. Очень разнообразны по окраске, являются самыми эффектными элементами в декорировании аквариумов. Используются в ювелирном деле.

То есть морские камни — это продукты животного происхождения, сформированные под влиянием соленой морской воды и живых организмов.

Что такое камни

Драгоценные камни

Самые эффектные, завораживающие и прекрасные камни — это, конечно, драгоценные. За них воевали, ими восхищались, их дарили в знак уважения и любви, ими олицетворяли власть и силу. Именно с драгоценными камнями связаны многочисленные легенды, магическая сила их воздействия на организм не объяснена до сих пор.

Разновидности и названия

Как называются камни подобного типа? Имен у них много, как, впрочем, и их самих. Самыми дорогими и известными являются:

  • бриллианты — обработанные и ограненные алмазы;
  • синие сапфиры;
  • голубые топазы;
  • зеленые изумруды;
  • аквамарины цвета морской волны;
  • фиолетовые и сиреневые аметисты и многие другие.

Камни — красивые и уникальные продукты, которые позволяют сделать быт человека интереснее, надежнее и прекраснее.

Что такое камни

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Что такое камни

Каково быть девственницей в 30 лет? Каково, интересно, женщинам, которые не занимались сексом практически до достижения среднего возраста.

Что такое камни

15 симптомов рака, которые женщины чаще всего игнорируют Многие признаки рака похожи на симптомы других заболеваний или состояний, поэтому их часто игнорируют. Обращайте внимание на свое тело. Если вы замети.

Что такое камни

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Что такое камни

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

Что такое камни

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Интересные сведения о природных камнях

На первоначальном этапе своего формирования наша планета состояла из каменных пород, воды, огня, а формировалась среди рёва вулканов, сверкающих молний и постоянных столкновений друг с другом литосферных плит. Горы, наползая друг на друга, разрушали, крошили и нещадно калечили друг друга, в результате чего малые и большие камни откалывались от молодых скал и катились вниз, разрушая всё на своём пути.

Со временем планета начала потихоньку успокаиваться, но процесс дробления горных пород до сих пор не завершился: земля периодически содрогается, круша скалы и перемалывая их на малые и большие камни.

Каменные подарки Земли

Натуральными камнями называют появившиеся в результате дробления твёрдые куски горных пород. По своей структуре, фактуре и составу они сильно отличаются друг от друга, а потому их видов чрезвычайно много: это и мрамор, и гранит, и известняк, а также сланцы, ракушечник, базальт.
Что такое камни
Одни из них были образованы на суше, другие – под воздействием пресной или морской воды. Например, некоторые глыбы были сформированы благодаря моллюскам, которые умирая, опускались на дно, устилая его раковинами и панцирями. Со временем слой становился толще, плотнее и через какое-то время разрушался, не выдерживая собственного веса, вследствие чего частицы раковин перемешивались и образовывали глыбы.

Натуральные камни, являют собой остатки:

  • Разрушенных осадочных пород (75%), которые были сформированы в результате различных эрозийных процессов, прежде всего – выветривания и разрушения горных пород, механического или физического выпадения из воды осадка, жизнедеятельности организмов. Среди наиболее известных названий камней – известняк (природный камень белого цвета, состоящий из карбоната кальция), песчаник (состоит из частиц кварца) и мрамор – природный камень, который появился при преобразовании известняка и доломита;
  • Метаморфических пород (около 20%) – магматические и осадочные породы, что были образованы внутри планеты и изменились под влиянием различных физико-химических процессов, прежде всего, давления водных и газовых растворов и высокой температуры. Самый известный натуральный камень этого вида является кварцит, состоящий из слюды и кварца;
  • Магматических пород, что были выброшены вулканами наружу из недр Земли. Самым известным видом является гранит – одна из наиболее твёрдых, прочных и плотных пород. Цвет этого камня чрезвычайно разнообразен: серый, красный, коричневый, зелёный.

Процесс добывания

Добывают природный камень повсюду и на всех материках. Обычно транспортировка обходится недешево (на стоимость оказывает влияние не только качество породы, но и метод добычи и затрат на перевозку: добывая камни Земли очень важно сохранить вид горной породы).

Что такое камни Что такое камни Что такое камни Что такое камни

Поскольку натуральные камни обладают разной прочностью и твёрдостью, для их добычи используют разные методы и оборудование.

Для этого месторождение вскрывают, создавая вертикальную шахту, ведущую внутрь карьера. Многие страны используют буровзрывной способ и метод воздушной подушки: при помощи буров делают отверстие, закладывают заряд или закачивают воздух.

В результате порода распадается на куски (хоть эти способы дешёвые, ценные свойства породы теряются, потому как она сильно дробится, что ведёт к значительным потерям сырья). Более дорогим, хоть и эффективным методом является камнерезный: он позволяет добывать природный камень без особых потерь.

Натуральные камни бывают разных размеров: самый большой камень – это скала (образуется после того, как разрушается гора, имеющая большое число трещин), за ним идут глыбы, блоки, монолиты и более мелкие камешки. Те, которые используют в строительстве, могут иметь как малые размеры, так и являться настоящими гигантами: большой камень нередко имеет размеры, превышающие 10 кубических метров (эти монолиты особенно ценны из-за сложности добычи и транспортировки). Большие камни, которые не имеют трещин, делят на:

  • Блоки – большие камни прямоугольной формы, размер которых превышает десять кубометров, их используют при закладывании фундаментов, циклопической кладки, в монументальных памятниках;
  • Монументальный – от 5 до 10 м3, из него изготавливают памятники, скульптуры, перекрытия;
  • Уникальный – размер 2х1х1,5 м, из него создают памятники, скульптуры, колонны;
  • Штучный – размер превышает 1 м3, изготавливают квадрыги, скульптуры, вазы, чаши, а также блоки, булыжники, бордюрный натуральный камень.

На этом классификация по размерам не заканчивается, например, высота валунов составляет от 20 см до 10 м, щебень имеет от 5 до 15 см, галька – от 1 до 10 см, а самыми маленькими считаются тонкие пластины (их используют для облицовки, в мозаиках и витражах) – от 1 до 10 мм.

Твёрдость породы

Ещё одной важной характеристикой каменных природных материалов являются такие свойства, как их прочность и долговечность, то есть способность сохранять свои качества вне зависимости от внешнего воздействия. По этому показателю натуральные камни делят на:

  • Высокодолговечные – начинают разрушаться через шестьсот лет, к ним относят кварциты и мелкозернистые граниты;
  • Долговечные – начинают крошиться через два столетия (крупнозернистые граниты);
  • Относительно долговечные – разрушение начинается через сто лет (белый мрамор, плотный известняк, доломиты);
  • Недолговечные – рассыпаться начинают уже через четверть века (цветной мрамор, пористый известняк, гипс).

Что такое камни Что такое камни Что такое камни Что такое камни

Давая характеристику породе, учитывают также её структуру: размеры и форму минеральных зерен, степень кристаллизации, зернистость (насколько равномерно распределены минеральные зёрна и есть ли пустоты). Например, дабы узнать, какой камень долговечнее, достаточно посмотреть на его составные: мелкозернистая структура прочнее породы с крупными зёрнами или неравномерной структурой.

Большой камень, зернистая структура которого неравномерна, плохо устойчив к влияниям окружающей среды: различной величины зёрна минералов при смене температурного режима расширяются по-разному, из-за чего большие камни трескаются, а если в трещины попадает вода, натуральные камни продолжают разрушаться.

Облицовочные материалы

Если в прежние времена большой камень нередко использовали для возведения грандиозных, долговечных сооружений (например, пирамид), то в настоящее время им больше пользуются как облицовочным материалом, украшая дворцы, храмы, усадьбы, обыкновенные дома: природный камень износостойкий, устойчив к морозам и практически не впитывает воду. Естественно, такой природный камень должен хорошо подаваться обработке, принимая нужную форму, а также должен быть красив (по этой причине для облицовки подходит далеко не каждый вид).

В этом случае немаловажную роль играют такие свойства камней, как рисунок, фактура и цвет камня. Стоит заметить, что каждый кусок имеет уникальный рисунок, а потому в природе вряд ли найдётся две одинаковых глыбы. Произошло это потому, что они являют собой разные сочетания и смеси различных по составу кристаллических минеральных зёрен, вплоть до вкраплений органических и неорганических остатков.

Дабы добиться нужного вида, облицовочные материалы поддаются обработке (способ обработки зависит от зернистости и цвета). Облицовочный камень являет собой дорогой материал из-за того, что в процессе добычи должны сохраняться все его свойства, следовательно, затраты как на добычу, так и на обработку, немалые (и это несмотря на то, что залегает облицовочный натуральный камень неглубоко).

Добывают его аккуратно, блоками, делая всё возможное, дабы не появились трещины. При добыче используют наиболее дорогостоящий метод: породу режут камнерезными машинами или, если она очень легко разрушается, используют термоструйный метод, вырезая из массива с помощью терморезаков блоки, после чего им предают нужную форму.

Из чего состоят камни

Нельзя говорить о горных породах и минералах, слагающих эти породы, не сказав, хотя бы в общих чертах, о кристаллах.

Понятие «кристалл» у многих связывается с твердым и обязательно прозрачным веществом, имеющим своеобразную естественную огранку. Часто говорят: «кристально чист» или «прозрачен, как кристалл». Высокие моральные качества человека нередко характеризуют словами: «кристальной души человек».

На самом деле далеко не каждый кристалл чист и прозрачен, и, вместе с тем, не всякий прозрачный минерал является кристаллом.

Всем хорошо известны прекрасные прозрачные бесцветные кристаллы горного хрусталя, которые, видимо, и послужили материалом для создания приведенной выше образной метафоры. Однако встречается разновидность горного хрусталя смоляно-черного цвета морион. Существуют также кристаллы хрусталя, на вид как бы закопченные, именуемые дымчатым горным хрусталем.

Много есть и обратных примеров, когда чистый и прозрачный минерал не относится к кристаллическим веществам, таким, например, является янтарь или искусственное минеральное вещество — стекло.

Все минералы представляют собой природные химические соединения и подразделяются на две большие группы: кристаллы и некристаллы.

Что же такое кристалл и некристалл и чем они между собою различаются?

Прежде всего основной особенностью всех кристаллов является их естественная огранка. Подчас кристаллы обладают столь правильными гранями и такой красотой форм, что даже искусный ювелир может позавидовать их совершенству.

Каждый кристаллический минерал образует вполне определенные характерные для него кристаллы. Но при этом, в зависимости от условий образования кристалла, отдельные его грани иногда развиваются медленнее других, и от этого форма, присущая данному кристаллу, может искажаться.

Форма какого-либо кристалла не случайна, она в известной мере отображает его содержание, вернее, тот порядок расположения атомов, который присущ тому или иному минералу, обладающему определенным химическим составом.

Следовательно, кристаллическими веществами именуются твердые вещества, атомы, ионы или молекулы которых размещаются в определенном порядке, образуя пространственную кристаллическую решетку. Если кристаллические вещества образовались в естественных условиях на поверхности Земли или в ее недрах, они именуются кристаллическими минералами.

Порядок расположения атомов в кристалле является его существенной качественной характеристикой, от которой зависят физические свойства кристалла: твердость, теплопроводность, электропроводность, оптические свойства и т. д. У большинства кристаллических веществ эти свойства изменяются в зависимости от направлений, проходящих внутри кристалла. В этом легко можно убедиться. Возьмите пластинку кристалла гипса и покройте одну ее сторону тонким слоем воска или стеарина, затем прикоснитесь раскаленной иглой к этой стороне и вы увидите, что воск растает вокруг иглы, образуя пятно эллипсоидальной формы. Это значит, что по направлению длинной оси эллипса гипс лучше проводит тепло, чем в направлении короткой оси,

Для геолога, изучающего минералогический состав горных пород, оптические свойства кристаллов имеют особенно важное значение, так как горные породы, состоящие из мельчайших кристалликов, чаще всего исследуют под микроскопом, с помощью которого минералы распознаются именно по их оптическим свойствам. Большинство кристаллических минералов обладает отмеченной выше особенностью — разносвойственностъю, или анизотропией, которая хорошо проявляется в оптических свойствах. И лишь небольшая группа кристаллических минералов в оптическом отношении обладает одинаковыми свойствами во всех направлениях кристалла; такие вещества называются равносвойственными, или изотропными, — например, каменная соль, алмаз, гранат и некоторые другие.

Минералы же некристаллические всегда изотропны, к числу их, например, относятся: вулканическое стекло, янтарь, опал и многие другие.

Для того чтобы яснее себе представить, почему большинство кристаллических веществ разносвойственно, а некристаллические вещества равносвойственны, проведем следующее сравнение.

Допустим, построена колонна солдат по четыре в ряд. Известно, что в строю ряд от ряда находится на расстоянии вытянутой руки, а в каждом ряду солдат от солдата отстоит лишь на ширину двух ладоней. Вы можете довольно легко и поэтому быстро пройти между рядами, т. е. в направлении, указанном стрелкой Б, но в поперечном направлении, обозначенном стрелкой А, пройти затруднительно; вам придется буквально протискиваться между бок о бок стоящими солдатами. Еще труднее пройти сквозь строй в диагональном направлении, которое на рисунке показано

стрелкой В. Боли же представить себе толпу людей, стоящих без какого-либо порядка, то понятно, что, проходя через нее, вы в любом направлении будете испытывать примерно одинаковое сопротивление своему движению.

Расположение атомов в кристаллическом веществе в известной мере напоминает порядок размещения людей в строю. Поэтому сопротивление, испытываемое лучом света, проходящим через кристаллическое вещество, различно в разных направлениях. Тот же луч встречает одинаковое сопротивление и проходит с одинаковой скоростью во всех направлениях через вещество некристаллическое, в котором молекулы и составляющие их атомы расположены в беспорядке.

Приведенное сравнение, разумеется, далеко не полно отражает внутреннее строение кристаллического вещества и его физические свойства, которые зависят от особенностей строения атомов и их связей в кристалле. Узнать об этом подробнее можно из специальных руководств, научно-популярных книг и брошюр по кристаллографии.

Разнообразие кристаллов проявляется во многом: в окраске, форме, размерах и других свойствах. Бывают кристаллы-гиганты, как, например, найденный на Украине кристалл кварца весом около 10 тонн или кристалл слюды длиною более двух метров. Большая же часть горных пород состоит из микроскопических кристаллических зерен, размеры которых часто так незначительны, что их удается рассмотреть лишь в электронный микроскоп, увеличивающий в сотни тысяч раз. Из таких мельчайших кристаллов сложены многие глины. Окраска и блеск многих кристаллов изумительны и ни с чем не сравнимы. Этими свойствами славятся драгоценные камни-самоцветы: красные рубины, зеленые изумруды, желтые турмалины и топазы, зеленый при дневном свете и красный при искусственном освещении александрит, алмаз, который бесцветен или слабо окрашен в голубоватые или желтоватые тона, но отличается исключительным блеском благодаря высокому преломлению в нем лучей света. Алмазу всегда придают искусственную огранку, чтобы усилить его блеск и «игру»; такой искусственно ограненный алмаз именуется бриллиантом. Твердость этого минерала самая высокая как среди минералов, так и среди искусственных сплавов. Это объясняется своеобразной кристаллической решеткой его кристалла, в которой атомы углерода располагаются особенно плотно. Любопытно, что ничем не отличающийся по составу от алмаза графит, также состоящий из углерода, но имеющий другую кристаллическую решетку, иное расположение атомов, обладает и совершенно другими свойствами. Это — черный непрозрачный, с металлическим блеском минерал, который относится к самым мягким минеральным веществам и поэтому применяется для производства карандашей.

Большинство кристаллов не только преломляет луч света, но и раздваивает его. Особенно сильно это свойство проявляется у прозрачного кальцита (который иначе называется исландским шпатом). Если, например, посмотреть сквозь кристалл прозрачного кальцита на какой-нибудь небольшой предмет, он будет иметь двойное изображение.

Кристаллические и некристаллические минералы обладают многими такими свойствами, или, как говорят, внешними признаками, по которым их можно распознать даже без применения каких-либо приборов. К ним относятся: твердость, цвет минерала и его порошка, блеск, спайность (способность раскалываться по определенным направлениям), растворимость, прозрачность, характер поверхности излома и реже вкус и запах.

Некоторые же отличающие минералы свойства определяются только с помощью специальных приспособлений, приборов или даже в лабораториях. Сюда относятся химический состав минералов, плавкость, реакции с другими химическими веществами, светопреломление, удельный вес и некоторые другие свойства.

Сказанное выше уже дает некоторое представление о кристаллических веществах. Остается лишь уточнить понятие о минерале, которое значительно шире, чем понятие о кристалле. Между тем многие несведущие в минералогии люди отождествляют их.

Минералом называется природное однородное образование определенного химического состава, находящееся в твердом, жидком или даже газообразном состоянии.

Следовательно, мир минералов несравненно богаче, чем мир кристаллов, так как он включает в себя не только все природные твердые вещества — кристаллы, но также и твердые некристаллы, жидкости и газы (в конечном итоге любую жидкость и газ при определенных условиях температуры и давления можно превратить в твердое вещество).

Минералы образуются в результате физических и химических процессов, протекающих в недрах Земли и на ее поверхности.

Науке известно около трех тысяч минералов, но большинство из них встречается очень редко. Лишь 300—350 минералов широко распространены и составляют почти все окружающие нас камни или горные породы.

Мир насекомых и растений значительно разнообразнее мира минералов. Однако насекомые и растения имеют распространение только на поверхности земли и в водных бассейнах, и лишь на небольшую глубину живые организмы проникают в земные недра.

Минеральный же мир вездесущ. Всюду минералы. Весь земной шар от его тяжелого железоникелевого ядра и до каменной земной коры сплошь состоит из минералов. Вода рек, озер, морей и океанов тоже минерал (только жидкий) с растворенными в ней солями, также минералами. Газообразная атмосфера, окружающая Землю, — минерал. В организме животных и растений много минеральных и в том числе кристаллических веществ.

Словом, всюду минералы: мы ходим по минералам, дышим минералами, употребляем в пищу многие из них, приготовляем пищу в минеральной посуде, строим жилища из минералов, большая часть топлива — минералы, почти вся наша промышленность (особенно тяжелая) добывает и перерабатывает минералы. Без минералов немыслима жизнь человека. Более того, само органическое вещество, первая клетка возникла из минеральных веществ, ибо первичным веществом нашей планеты были минералы.

Много великих и выдающихся людей нашей Родины изучали минералы и горные породы, из них состоящие, их строение, состав, образование и историю. Имена этих ученых известны всему миру: от основоположника отечественной минералогии и геологии великого Ломоносова до выдающихся минералогов советской эпохи — Вернадского и Ферсмана, положивших начало новой геологической науке — геохимии.

Пожалуй, никто так не любил камень, как его глубокий знаток академик Александр Евгеньевич Ферсман. Он был не только известным минералогом и геохимиком, вдохновителем многих открытий новых минеральных богатств нашей страны, но также и инициатором новых отраслей минеральной индустрии. Об А. Е. Ферсмане творили его ученики, что он хотел проникнуть в «душу минералов». Во всяком случае, он понимал их «язык» и мог познавать их. Не случайно А. Е. Ферсман взял эпиграфом к одной из увлекательнейших своих книг слова: «…И камни говорят».

Многое связано у А. Е. Ферсмана с Крымом. Здесь он провел свои детские годы, приезжая с родителями на лето в деревню Тотайкой, которая теперь носит имя ученого и называется Ферсмаетово. Это село расположено в восьми километрах от Симферополя по Алуштинскому шоссе, в вершине Симферопольского водохранилища.

Еще шестилетним мальчиком Ферсман начал собирать красивые камешки по берегам Салгира и в каменоломнях, заинтересовался их происхождением и полюбил камни на всю жизнь.

Позднее, уже будучи крупным ученым, А. Е. Ферсман также посещал Крым и написал немало увлекательных страниц о минералах Крыма.

Мы сказали очень немного о природе кристаллического и некристаллического минерального вещества. Мы приоткрыли лишь маленькую щелочку в занавесе, скрывающем богатую и увлекательную область знания — кристаллографию и минералогию. Открыть шире занавес или даже полностью поднять его — задача тех, кто хочет глубже изучить геологические науки.

Мир минералов богат. Каждый минерал имеет свою историю, даже несколько историй: историю открытия, историю промышленного освоения и, наконец, свою собственную историю — возникновения, развития, изменения.

Поделитесь ссылкой с друзьями

Проект «Что такое камни?»

Надежда Гончарук
Проект «Что такое камни?»

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Срок реализации. декабрь 2013 год – февраль 2014 года.

Познакомить детей с разнообразием камней. их свойствами, особенностями, учить классифицировать по разным признакам.

— Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания умения навыки.

— Расширять знания детей о камнях. какое значение имеют камни в природе ?

— Закрепить знания о разнообразии камней и их назначении .

— Развивать творческие способности. наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память.

— Развивать естественнонаучные представления

— Воспитывать интерес к природным явлениям

— Формировать интерес к поисковой деятельности.

* Интерес и желание детей узнать больше о камнях и разновидности камней ;

* Положительное отношение к поисковой деятельности;

* Возникновение вопросов у детей с целью узнать, что-то новое на занятиях и вне занятий;

* Выполнение детьми творческих заданий (рисование, лепка, аппликация) ;

* Познавательно-речевой (составление рассказов) и естественно-научных (опыты, наблюдения) видах деятельности;

МЕСЯЦ декабрь январь февраль

1. Рассказывание из личного опыта на тему. «Откуда берутся камни

3. Экспериментирование. «Что будет, если положить камень в воду?» .

2. Сказка И. Рыжовой «О чём шептались камешки?»

Работа с родителями :

1. Сбор разных камней .

2. Загадки о камнях. придумывание чистоговорок.

«Каким камнем лучше рисовать на асфальте?» .

1. Игра-импровизация «Гора» .

«Найди свой камень» .

«Камни вокруг нас »(морские и речные) НОД

1. Рассказывание из личного опыта на тему. «Какие я видел (ла)камни ».

2. Экспериментирование. «Может ли камень издавать звуки?» .

3. Рисование. «Разрисовываем камни — настроение камней » .

1. «Камни. какие они холодные или тёплые» ;

3. Сказка П. Бажова «Хозяйка медной горы» .

4. Придумывание чистоговорок.

5. Выкладываем каменную гору.

7. Наблюдения -экспериментирование :

«Рассмотри камень через лупу»(кристаллы, трещины, узоры) .

«Определи камень на ощупь» .

— Игра с ящиком ощущений.

2. Сюжетно-ролевая игра :

«Разнообразие камней »(полезные ископаемые). НОД

1. Непосредственно образовательная область. «Камни. Какие они?» .

2. «Какие камни на нашем участке

Работа с родителями :

1. Сочиняем рассказы вместе с детьми :

– Я маленький (ая) морской (речной) камешек.

— Меня нашли на берегу моря (янтарь, морской камешек) .

2. Загадывание загадок.

3. Выкладываем разные фигуры из камней .

«Твёрдый или мягкий?» .

— Игра с ящиком ощущений.

2. Сюжетно-ролевая игра :»Хозяйка каменной горы».

— рассказывание из личного опыта на темы. «Какие я видел камни ». «Откуда берутся камни ;

«Камни. какие они холодные или теплые?»

— сказка И. Рыжовой «О чем шептались камешки?» ;

— сказка П. Бажова «Хозяйка медной горы» .

— я маленький морской (речной) камешек;

— меня нашли на берегу моря (янтарь, морской камешек) .

— рисование камнями«Дождь». «Дом из камня ». разрисовываем камни – настроение камней ;

— выкладываем разные фигуры из камней ;

— выкладываем каменную гору.

«Разнообразие камней »(полезные ископаемые) ;

— декоративные камни. малахит, янтарь, агат, и т. д. (работа с родителями) ;

— природные камни. каменный уголь, пемза, кремень, известняк, и т. д.

«Рассмотри камень через лупу»(кристаллы, трещины, узоры) ;

«Определи камень на ощупь» ;

«Твердый или мягкий?» ;

«Может ли камень издавать звуки?» ;

«Каким камнем лучше рисовать на асфальте?» ;

«Что будет, если положить камень в воду?» ;

«Камень, ножницы, бумага» ;

«Найди свой камень» ;

— игра с ящиком ощущений.

«Хозяйка Каменной горы» .

Работа с родителями.

— сочиняем рассказы вместе с детьми.

* Создание мини-музея в группе «Камни. Какие они?»

1. В результате работы над проектом. дети показали хорошие знания, как на занятиях, так и в индивидуальной деятельности.

2. С помощью разнообразных методов и приёмов (наблюдения, опыты, экспериментирование, беседы, дети узнали то, что камень — это кусочек горы. Камни бывают разные. речные, морские, драгоценные. Камни меняют цвет в воде. превращаются в песок, имеют запах. То что, камни нужны человеку для разных видов деятельности, также человек применяет камни для украшений. Дети научились видеть красоту камня. и обследовать их.

3. Дети с родителями придумали рассказы о камнях (морских, речных, драгоценных, создали мини-музей «Камни. Какие они?» .

1. А. А Плешаков Атлас-определитель «От земли до неба». Серия «Зелёный дом». М. Просвещение 2008 г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7-2005 (стр. 27)

3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7-2006 (стр. 8)

4. Большая книга экспериментов для школьников. М. РОСМЭН, 2006.

5. Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами. Блок занятий «Песок. Глина. Камни ». М. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» ,2005

«Я маленький морской камешек» .

«Я маленький морской камешек. Лежу себе на жёлтом, морском песочке, греюсь на солнышке. Ночью мне поёт колыбель морской прибой, и я засыпаю под эту песенку. Рано утром я просыпаюсь под громкий человеческий голос — это люди пришли на берег моря. Иногда со мной играют маленькие дети, они меня бросают в море, а волны приносят меня обратно на берег. Как хорошо быть морским камнем !

«Я маленький речной камешек» .

«Как приятно лежать на берегу реки. У меня много братьев и сестёр. Они все такие разные и у них свой характер. Есть злые и хитрые — это камни с острыми углами. они иногда делают людям больно. А есть и хорошие, немного неровные, шершавые, но они добрые. Вот и я такой же камешек. добрый. Мне нравится, когда лето, я всё время загораю».

«Меня нашли на берегу моря» .

«Сегодня у меня и весёлый день и грустный. Вы спросите почему? Меня нашли на берегу Чёрного моря. Я лежал, мечтал о путешествии на берег другого моря. И тут подошла маленькая девочка взяла меня в руку и громко закричала. «Мама, папа, я нашла очень красивый камешек, он похож на куриное яйцо. Можно я возьму этот камешек с собой?». И вдруг темнота, и стало ещё теплее, чем было. Вечером меня спрятали в сумку с другими камнями. Там было темно и тесно. Потом нас с другими камешками положили на дно аквариума. Там интересно но, немного грустно. Нет морских волн, нет яркого солнца».

«Вы представляете, какой я красивый, золотистый, и меня всегда с собой носят на пальце – я янтарь. Раньше я лежал на морском дне, потом морские волны выбросили меня на берег моря. Я там пролежал не долго. Меня нашла на берегу моря старая женщина и положила к другим таким же камням. как и я — коричневым, тусклым, шершавым. Потом со мной много чего делали — чистили, мыли куда – то бросали. А потом меня познакомили с кольцом, с которым я очень подружился. Потом нас одели на палец и всегда мною хвастаются. Говорят что я очень красивый янтарь».

Публикации по теме:

Исследовательско-творческий проект по экспериментированию в неживой природе «Каменная одежда Земли» Исследовательско – творческий проект «Экспериментирование в неживой природе. Каменная одежда Земли»Руководитель проекта: воспитатель Вронская.

Перспективный план по созданию мини-музея камней и организации работы с детьми и родителями Основная образовательная задача Специально организованная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми Свободная самостоятельная.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *