Рубрика: Самое читаемое

Скань в древней руси это

Глава 3. ИСКУССТВО СКАНИ И ЗЕРНИ ОТ РУСИ ДО РОССИИ

Искусство скани и зерни известно уже со II в. н. э. Инте­рес к этой технике не ослабевает и по сей день. За 900-летнюю историю скань претерпела множество видоизменений: от глу­хой до ажурной, от золота до стали. Менялись сюжеты и орна­менты. На заре православия это обилие языческих мотивов, которые смешиваются с византийской орнаментацией и обра­зуют причудливую русскую вязь. С развитием и распростране­нием стилистических направлений из Западной Европы в эту причудливую вязь проникают мотивы ренессанса, барокко, рококо, классицизма. Развивается и усложняется сама техни­ка, и, таким образом, она может сочетаться и со вставками из драгоценных камней, и с эмальерными вставками. Золото яв­ляется одним из самых благородных материалов (металлов), которые были когда-либо известны человеку. Использование его в такой сложной технике, как скань или зернь, оправдан­но. Золото легкоплавкий материал, он очень пластичен и дос­таточно экономичен. Из небольшого количества золота можно вытянуть многометровую тончайшую проволоку, которая под умелой рукой мастера образует сложный узор из колец, завит­ков, пальметт и многого другого. Не зря золото и техника ска­ни очень гармонично сочетаются в украшениях, как женских, так и мужских. Золотой сканый орнамент украшал колты, бар­мы X—XII вв. оклады икон, басмы, серьги XIV—XVI вв. И чем большей являлась потребность украшать себя и свой костюм, тем невероятнее были предложения мастеров-скан- щиков. С XVI в. известны роскошные навесные пуговицы, ук­рашенные ажурной вязью с замысловатым узором. Чем тонь­ше была проволока, чем сложнее рисунок, тем более благород­ным и дорогим выглядело само изделие. Искусство скани из золота претерпело большие перемены. С приходом в русское прикладное искусство барочных, классицистических мотивов сложные византийские, средневековые орнаментальные моти­вы начинают отступать. В искусстве России второй половины XIX в. были попытки реанимировать древнерусское филигран­ное искусство, но новые материалы, с которыми эксперимен­тировали мастера, не заинтересовали потребителя.

Еще в глубокой древности люди обратили внимание на мяг­кость драгоценных металлов и широко использовали это свой­ство при изготовлении ювелирных украшений. Ажурные или напаянные на металлический фон узоры, напоминающие лег­кое кружево, делали как из гладкой проволоки различной тол­щины, так и из проволоки, расплющенной в тонкую ленточку при помощи вальцов, или из веревочек, свитых из двух или трех металлических нитей. Часто эти серебряные и золотые узо­ры украшали напаянными на них мельчайшими блестящими шариками из того же материала. Подобные изделия, относя­щиеся к IX—X вв. встречаются при раскопках древнерусских городов и деревенских курганов почти повсеместно. От старого русского слова «скань», т. е. сучить, свивать нити, этот техниче­ский прием получил название «скань», а выполненные им изде­лия называют «скаными». Ассортимент сканых изделий очень многообразен: массивные подносы и шкатулки; ажурные, лег­кие сухарницы, коробочки, ларчики, корзиночки и солонки; цепи, пряжки и пояса; пуговицы разной величины, от малень­ких, с горошину, до крупных, с куриное яйцо; браслеты, перст­ни, серьги, броши, ожерелья, запонки; ярлыки и украшения для пробок винных бутылок, игольники, футляры для ножниц, ложки-ситечки, ручки для пера, сумочки, кошельки и портси­гары; оклады икон и церковных книг, лампады и кадильницы. Трудно перечислить все множество предметов, которые в раз­ное время, в разных художественных центрах создавались из легких, как кружево, ажурных узоров или покрывались ими. Они украшали быт. Дешевые сканые изделия делали из красно- медной проволоки и покрывали затем позолотой или серебри­ли. Золото как наиболее мягкий из драгоценных металлов дает возможность получить наитончайшую проволочную нить.

Применение проволоки различной толщины и чередова­ние гладкой и ссученной веревочки дает мастеру-сканщику возможность вносить большое разнообразие в узоры, четко выделять основной рисунок, давать различные варианты соче­тания гладких и рубчатых деталей орнамента. Редко скань ис­пользуется самостоятельно. Чаще всего вместе с ней можно увидеть и другой вариант декорирования, который называется «зернью». Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему орнаменту, окаймляет части предмета по­лосами, а также располагается в виде сетки, ромбов, треуголь­ников или же образует рельефные пирамидки и грозди.

Одна из важнейших проблем для мастера-сканщика — это чистота припоя, который не должен заливать мелкие детали и тем самым нарушать четкость рисунка узоров. На очень древ­них предметах, выполненных из скани и зерни, припой на­столько незаметен, как будто какой-то невидимый клей скре­пляет отдельные детали. Большой чистоты работы достигали и древнерусские мастера сканого дела. Утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт исследова­телем профессором Ф. Я. Мишуковым. Он доказал экспери­ментально, что вместо припоя древние ювелиры применяли амальгаму из золота, серебра и ртути.

Изготовление сканых предметов не требует большой фи­зической силы, а лишь исключительного терпения, внима­ния, четкости и точности работы. Поэтому в основном изделия выполняются женщинами-ювелирами.

Вьющийся стебель с побегами, спирально закрученные веточки или пучки трав, перехваченные колечками, — излюб­ленные мотивы древнерусской скани. Но каждый художест­венный центр нашей страны, где было развито сканое мас­терство, сохраняя общность основы, имел ярко выраженные особенности орнамента.

В тонких сканых узорах, выполненных золотых и серебря­ных дел мастерами, улавливается близость к изделиям народ­ного творчества, которая, несмотря на различие материала, говорит о стойкости многовековых традиций народного ис­кусства. Скань делалась почти повсеместно, но в одних цен­трах она занимала ведущее место, в других встречалась в виде исключения. Самыми значительными центрами, как удалось установить, были Новгород, Москва и города русского Севе­ра. Каждый из этих центров отличается особенностями орна­ментов, и в каждом из них расцвет сканого мастерства, как и вообще серебряного дела, приходится на разное время, в за­висимости от экономического и политического положения того или иного города.

Искусство Великого Новгорода во всех своих отраслях носит ярко выраженный индивидуальный характер. Новгород был крупным центром серебряного дела на протяжении не­скольких столетий. Скань широко применялась новгородски­ми серебряниками в XIV, XV и XVI вв. Для конца XV и XVI столетия в Новгороде характерен орнамент крупных сердец, образованных соединенными по два спиральными завитками и равномерно расположенных на фоне, сплошь заполненном мельчайшими кружками из тонкой скани.

Для новгородских сканщиков XVI в. характерен прием, дающий мастеру возможность выделить некоторые части узо­ров широкой, как бы проведенной кистью полосой, образо­ванной тремя нитями: тонкая витая веревочка между двумя гладкими. Так же, как и сердцевидный орнамент, основной рисунок располагается на фоне мельчайших сканых кружков.

Иногда сканый или сканый с эмалью орнамент разверты­вается на матовом фоне, прочеканенном особым инструмен­том — канфарником: стилизованные цветы и травы, подни­мающиеся из кольца, как бы из устья вазы, легкие стебли с побегами, трилистниками с трехлопастными зубчатыми лепе­стками. Иногда орнамент легкостью и изяществом напоминает о том, что в XVI в. культура и искусство Новгорода были тесно связаны с Москвой, занимавшей ведущее место в ювелирном деле страны. И здесь золотое дело отличалось ажурностью ор­намента и сложностью работы.

Расцвет сканого мастерства в Москве приходится на XV и XVI вв. но и значительно позднее, в XVIII, XIX и XX вв. встречается много высококачественных работ.

Московская скань второй половины XVI и всего XVII сто­летия почти всегда полихромна. Она неразрывно связана с яр­кой, многоцветной эмалью, для которой служит обрамлением.

В XVIII в. московская скань сильно изменяет свой харак­тер. Она редко бывает расцвечена эмалью, сканый орнамент большей частью делается ажурным, не припаивается к фону, а в случае надобности накладывается на металлическую эма­левую или стеклянную основу.

Московских сканых изделий последней четверти XVIII в. сохранилось очень много. Для них особенно характерен узор сетки из четырехлепестковых цветков. В орнамент обильно вводится зернь, которая украшает цветки, окаймляет края предметов прямыми и ломаными полосами, обрамляет ме­дальоны, заполняет сплошь круги или полусферические вы­пуклости на рамах.

В первые годы XIX в. часто делали сканый орнамент из прямых вертикальных, довольно толстых полос гладкой плю­щеной проволоки, между которыми расположены плотные вертикальные прямые стебли из свитой в жгут скани, густо усеянные с двух сторон мелкими отростками в виде листиков и с круто свернутыми спирально концами в виде плотного кружка с отверстием посередине. Зернь применяется в эти годы в еще большем количестве, чем в XVIII в. Часто встречается орнамент сетки, сплошь усеянной мелкой зер­нью. Излюбленный мотив сканых изделий Древней Руси — спирально изогнутые стебли с мелкими отростками и непре­рывно вьющийся стебель с побегами с двух сторон — часто применяется сканщиками начала XIX в. конец каждого от­ростка они украшают зернышком зерни, а иногда и весь сте­бель сплошь покрывается полосой блестящих шариков.

В 30—40-х годах XIX в. основной рисунок сканого ажур­ного орнамента резко выделяется толстой плющеной прово­локой, блестящей и гладкой, рельефно выступающей на фоне мелких сканых завитков.

В последней четверти XIX в. русские серебряники в поис­ках национальных русских форм и орнаментов возвращаются к старой технике эмали по сканому орнаменту.

Сканые изделия северных русских городов отличаются особенностями орнамента, сближающими их с народным ис­кусством русского Севера. Заметно стремление к округлым ли­ниям, листья изгибаются, превращаясь в круги, ножкам- цветкам ларца или солонки придается почти шарообразная форма. Мотив свернувшегося листа, образующего круг, харак­терный для великоустюжской серебряной скани, встречается и в яркой росписи северной деревянной посуды и прялок.

На сегодняшний день традиции скани хранятся некото­рыми промыслами, такими как Красносельский, Казаков- ский, Мстерский и Софринский. На сегодняшний день худо­жественно-промышленное предприятие Русской Православ­ной Церкви «Софрино» является лидером в производстве предметов церковного культа.

Красносельский ювелирный промысел Костромской об­ласти — наиболее крупный центр производства ювелирных изделий из цветных металлов, где применяются самые разные виды их обработки. Здесь выпускали и дешевые украшения (броши, серьги, кольца), и уникальные золотые вещи (кубки, ипзы). Современное творчество красносельских ювелиров со­храняет ориентацию на изготовление разных видов изделий, что является своего рода традицией. Различного типа посуда (кувшины, стопки, чашечки) чередуется в ассортименте про­дукции с ювелирными украшениями (в последние годы поя­вились изделия из золота). Техника скани используется для создания крупных кубков и ваз, декоративных тарелок и юве­лирных украшений. В технике филиграни на промысле впер­вые созданы скульптурные работы — обобщенные образы животных. Сверкающая чистым серебрением или приглушен­ная искусственной патиной-оксидированием, филигрань де­монстрирует богатые возможности материала и неиссякаемую творческую фантазию мастеров.

Казаковская филигрань сложилась как самобытное на­правление обработки металла в селе Казаково Нижегород­ской области под прямым влиянием мастеров Красносель­ского промысла, которые были учителями местных ювелиров и создателями первых образцов изделий для нового промыс­ла, начавшего свою деятельность в середине 1930-х гг.

В орнаменте казаковской филиграни прослеживаются из­менение и развитие рисунка от геометрических зигзагообраз­ных лент к мотивам растительного характера, умело переве­денным в декоративные формы.

Некоторое подражание кружевоплетению перешло в от­кровенно металлический узор, для которого типична упру­гость завитков и сочленений элементов, связанных четкими конструктивными тягами. В техническом исполнении скани казаковские мастера достигли высокого уровня наборки и пайки орнамента. Он отличается чистотой и тщательностью отделки, что позволило расширить ассортимент изделий, до­полнить его коробочками, шкатулками, вазочками, в которых продолжается работа над рисунком растительного орнамента.

Мстерский промысел Владимирской области развился в XIX в. Здесь обработка металла начиналась с изготовления че­канных окладов к иконам, выполненным местными живопис­цами, с изготовления посуды из цветных металлов с последую­щим серебрением и золочением. Работа с филигранью расши­рила декоративные возможности изделий. Ажурный орнамент стал использоваться как накладной декор в вазочках и стопках из металла. Были сделаны попытки соединить филигрань со стеклом, для которого ажурный чехол служил оправой. Однако внутренняя разработка рисунка в контурах главных форм ор­намента не получила такого богатства и разнообразия, как в изделиях красносельских и казаковских мастеров.

Изучение художественного наследия прошлого помогает со­временным ювелирам в создании новых по форме и содержа­нию произведений на основе древних национальных традиций.

Скань — это что такое? Русская техника скани

November 11, 2014

Ювелирное искусство ценилось всегда. И не столько из-за немалой стоимости используемых материалов, сколько из-за искусного или филигранного исполнения ювелирных шедевров, из-за высокой техники художественной обработки изделия. Одним из видов этой техники и является скань.

Скань или филигрань?

Скань в древней руси этоПо сути, эти два слова обозначат одно и то же. Только первое — исконно русское – обозначает «свивать9raquo;, «скручивать нитки». Второе — европейского происхождения, точнее латинского, в его основе лежат слова «нить9raquo; и «зерно9raquo;.

Так что скань – это определенный способ выполнения узорных изделий из тонкой проволоки, которая вытянута из драгоценных металлов (серебра, платины, золота). В результате чего получаются, попросту говоря, проволочные кружева.

Для украшения таких изделий часто применяют так называемую зернь – маленькие шарики. Они тоже из драгоценных металлов – серебра, золота.

Происхождение скани

Как ни удивительно, но она, зародившись в глубокой древности, продолжает использоваться в современности практически в таком же виде. Неправильно думать, что скань (филигрань) появилась впервые в Древней Руси. Это не так. Памятники 6-4-го веков до н. э. принадлежащие Греции, Египту, доказывают высокий уровень владения этим видом ювелирной техники. Однако метода волочения для получения проволоки в глубокой древности не знали. Ее делали из металлического стержня путем ковки и полировки. На Руси волоченая скань получила распространение в 10-м веке. Приблизительно тогда же начали применять в сканных изделиях зернь. И только в 15-16-м веках в ход пошли очень разные материалы: эмаль, драгоценные камни, дерево.

Скань в древней руси это

Русский промысел

Скань в Древней Руси – это своего рода визитная карточка самобытного русского ювелирного искусства. Эта техника широко использовалась для изготовления не только украшений, но и церковной утвари, окладов священных книг и икон, оружия, предметов обихода. К примеру, сканью украшали даже сафьяновые сапоги.

В 17-м веке открывались на Руси специальные мастерские, в которых занимались изготовлением проволоки (волочильным делом). А при монастырях, в княжеских имениях открывались мастерские, в которых работали настоящие таланты филигранного дела. Известнейшими мастерами тех времен летописные источники называют Ивана Фомина и Амвросия.

Скань – это очень дорогостоящие изделия, которые были доступны только богатым людям. Ведь это была ручная тонкая работа, требующая от мастера накопленного годами опыта, в котором и заключались тайны мастерства.

Периоды расцвета и упадка

В 18-19-м веках скань на Руси переживает период расцвета. Ассортимент изделий, выполненных в этой ювелирной технике, постоянно расширяется. Мастерские появляются во многих городах, а вскоре налаживается фабричное производство сканных изделий.

Начало 20-го века по вполне понятным причинам было периодом упадка – войны, революции. Конечно же, было не до ювелирного искусства.

Скань в древней руси это

Однако в Советской России оно опять возрождается. И до такой степени, что завоевывает мировую известность. В 1937 году на выставке в Париже изделия мастеров из артели «Красносельский кустарь» получили золотую медаль, демонстрировались они и на выставке в Нью-Йорке (1939 год).

Ценились также изделия мастеров из села Казачково (Нижегородской области), поселка Мстера (Владимировской области), города Приволжска (Ивановской области).

Со временем появились большие фабричные производства ювелирных изделий из скани в Москве, Ленинграде и других городах.

Скань в древней руси это

Виды ювелирной скани

В зависимости от способа выполнения изделий скань бывает трех видов. В напайной скани на металлическую основу напаивается узор из проволоки.

В ажурной скани основа отсутствует, проволочные узоры скрепляются друг с другом, и получаются металлические кружева. Именно ажурную скань за границей часто называют русской филигранью.

Третий вид – это объемная скань. Как правило, это изделия, состоящие из нескольких частей. Так вот эти части тоже техникой скани выполняются отдельно, а потом соединяются в единое целое. Это могут быть, к примеру, фигурки зверей, поднос, ваза, подстаканник. Скань придает этим изделиям изысканность и неповторимость.

Материалы для скани

С давних времен считалось, что для скани подходят лучше всего серебро и золото. Эти благородные мягкие и без примесей металлы легко вытягиваются в проволоку. К примеру, нить, которую можно сделать из 1 грамма золота, составит в длину около 2500 метров.

Однако сканные изделия, которые получаются из драгоценных металлов, очень дорогие, поэтому для их удешевления начали использовать другие материалы.

В первую очередь медь, потому что она обладает высокой пластичностью и мягкостью. К тому же медную нить легко посеребрить или позолотить.

Используются также алюминий, мельхиор, латунь и некоторые другие металлы. Главное, чтобы была возможность вытянуть из них тонкую проволоку. Ведь скань – это изделия, состоящие из проволочных узоров.

Техника скани требует мастерства

Скань в древней руси это

Действительно, каждый мастер-сканщик имеет свои секреты мастерства. Даже сейчас, когда появилось фабричное производство таких изделий, доля ручного труда остается большой. И от мастера, от искусного художника зависит, насколько качественной и прелестной окажется вещь, выполненная техникой скани.

Толщина проволоки для различных элементов изделия, количество и состав припая, продолжительность обжига проволоки… Очень много секретов у каждого мастера. Однако основные этапы работы остаются неизменными. На производстве самих проволочных нитей останавливаться не стоит. Скань – это все же непосредственно выполнение изделия, или даже сотворение произведения искусства.

Отсортировав проволоку по толщине, мастер ее скручивает либо оставляет гладкой – все зависит от изделия, над которым он начинает работу. Кстати, прежде чем ее начать, он должен сделать эскиз в натуральную величину изделия. Работа проводится над каждой деталью отдельно. Они выгибаются строго по эскизу. Для мелких применяются специальные инструменты типа пинцета, а с крупными можно справиться пальцами. При выполнении ажурных узоров детали сначала наклеиваются на эскиз, а затем спаиваются между собой. Бумага, на которую нанесен эскиз, при пайке сгорает, в результате остается только изделие.

Напайная скань сразу крепится на металлическую основу.

Заключительной процедурой становится посеребрение вещи и ее полировка.

Придание оригинальности

Скань в древней руси это

Чтобы придать изделию из скани оригинальность, применяют специальные техники.

Первая – это использование зерни, мелких шариков. Они напаиваются уже на готовое изделие в специально подготовленные углубления. И сразу же придают вещи нарядность и изысканность.

Еще интереснее поможет сделать скань чернь. Что это такое? Графический узор, нанесенный на изделие, посыпается сплавом олова, меди, свинца, серы, серебра. Затем проводится обжиг, чернь плавится, и рисунок заполняется этим составом.

Нельзя не упомнить такую технику, как эмалирование. Здесь используется стекловидная масса, которой покрывается изделие. Эмаль бывает очень разная. Самая интересная, пожалуй, расписная, так называемая финифть. Скань расписывается разноцветными красками, которые закрепляются обжигом.

В заключение тем, кто хочет приобрести настоящие филигранные изделия, можно посоветовать почаще посещать специальные ювелирные выставки. Там и ассортимент приличный, и можно встретить настоящие произведения искусства из скани.

Скань в древней руси это

Что ваш любимый вид спорта расскажет о вашем характере? Вы зависимы от беговой дорожки? Одержимы кикбоксингом? Не можете жить без утренней пробежки? Вот что ваша тренировка может рассказать о вашей личности.

Скань в древней руси это

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Скань в древней руси это

Никогда не делайте этого в церкви! Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных.

Скань в древней руси это

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Скань в древней руси это

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Скань в древней руси это

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

Скань — русская версия техники филигрань

Скань в древней руси это

Такие слова как «филигранный, филигрань» мы употребляем, если хотим подчеркнуть, что изделие выполнено особенно изящно и тонко. И совсем не задумываемся, что же на самом деле филигрань. Тем не менее, в нашем родномязыке у этого понятия есть синоним,получивший самостоятельноезначение в русской культуре — скань.

Игра слов скань – филигрань многих ставит в тупик. Если сказать простым языком, то скань и филигрань – это проволочные кружева. Слово «скань» произошло от древне-русскогослова «скать, сучить, скручивать нитки», что означает — свивать. В ювелирном деле скань — это особый вид техники, при котором из тонкой проволоки драгоценных металлов выполняют узоры. Полученные в результате изделия называют — «скаными». Часто изделия из скани покрывают эмалью и украшают зернью – маленькими золотыми или серебряными шариками.

Русская скань появилась в глубокой древности и дошла до наших времен в первозданном виде, т.е. ее приемы почти не изменились.

Слово «филигрань» европейского происхождения, обозначаетодну из техник художественной обработки металла. Можно сказать, что скань – это русское название техники филиграни.

Немного истории

Скань в древней руси этоНа Руси техника скани используется с IX-X веков, в этот период витую проволоку ещё не применяли, а использовались только зерни. В XII-XIII веках такие изделия стали более качественными и уже использовались камни. ВXV-XVI веках стали применяться множество различных материалов: эмаль, дерево, драгоценные камни. Амвросий и Иван Фомин были самыми известными мастерами того времени. В это время скань купить было возможно только состоятельным людям.

В XVIII-XIX русская скань признается искусством и переживает времена своего расцвета. Во многих российских городах стали изготавливать подобные изделия. Стали создаваться как небольшие предметы (шкатулки, вазочки), так и целые произведения искусства. Стали активно применять перламутр и хрусталь. С XIX века полностью налажено фабричное производство в промышленных масштабах стали изготавливать церковную утварь, посуду и туалетные принадлежности.

Следующий период подъема русская скань переживает после Великой Октябрьской революции. Были разработаны новые способы украшения изделий, стали механизированы некоторые процессы. Предприятия стали активно принимать участие в международных выставках. Таким образом, русская скань завоевала достойное место на мировом рынке.

Золотая и серебряная скань. Производство нитей для скани

Скань делают из чистых или высокопробных материалов. Для этого лучше всего подходят благородные металлы — золото и серебро. Золото из-за полного отсутствия примесей, настолько мягкий метал, что легко вытягивается в очень тонкую проволочную нить (кстати, здесь описано, как происходит очистка серебра от примесей ). Из одного грамма золота может получиться нить длиной в 2500 метров.

Чисто золотая скань или скань серебряная – это очень дорогие, не всем доступные вещи. Поэтому для удешевления сканых изделий применяется следующий прием. Вместо золотой нити используют мягкую красномедную проволочную нить, которую затем серебрят или покрывают позолотой.

Производство нитей заключается в следующем: через отверстия в стальной пластине, которые постепенно уменьшаются по диаметру, щипцами протягивают проволоку. Из-за того, что отверстия постоянно сужаются, нить становится все тоньше и тоньше. Чтобы не порвать нить, мастер периодически вынужден ее отжигать. Для более легкого проникновения в отверстия, мастеру также приходится кончик нити смазывать маслом и натирать воском.

Чередование гладких и круглых нитей, использование нитей разной толщины — позволяет вносить разнообразие в узоры, а также четко выделять основной рисунок.

Производство и техника скани

Техника скани — это совокупность различных приемов. В зависимости от выбранного способа производства, выделяют основные виды:

  • напайная скань. Узор из проволоки напаивается непосредственно на металлическую основу;
  • ажурная скань. Другими словами – это металлическое кружево, т.е. элементы из металлических нитей спаиваются только между собой, но не прикрепляются к листовой основе;
  • объемная скань. Чаще всего так изготавливаются фигурки. Каждая отдельная часть изделия изготавливается техникой скани, затем все составные части соединяются между собой,и получается законченное изделие.

Процесс производства скани состоит из следующих этапов

Скань в древней руси это

  • Сначала проволоку сортируют по толщине;
  • Если необходимо оставляют гладкой либо скручивают;
  • Наличие эскиза изделия в натуральную величину – обязательное условие работы.
  • Каждый сканый узор из проволоки выполняется подетально. Детали выгибаются по эскизу. Мелкие детали выгибают инструментами, а крупные можно выгибать пальцами.
  • Ажурные узоры сначала необходимо наклеить на эскиз и только потом паять между собой. Накладные (напайные) напаиваются непосредственно на листовую металлическую пластину;
  • Для потемнения металла — изделие опускается в серный раствор;
  • Полировка готового изделия.

При изготовлении сканых изделий любого вида не потребуется многочисленных инструментов и сложного оборудования. Металлической основой чаще всего служат однородные материалы блестящего цвета.

Материалы для производства изделий из скани

В производстве сувенировкак правило используют цветные металлы — алюминий,медь, олово, цинк. Цинк и олово необходимы для получения припоев и сплавов, а золото, серебро и хром — для придания изделию эстетической красоты, защиты их от истиранияи коррозии. Золотая скань и серебряная производится гораздо реже скани из цветных металлов.

Рассмотрим альтернативные золоту и серебру материалы

Скань в древней руси этоОсновным материалом является медь. Применяется в изделиях с очень сложным узором, т.к.обладает пластичностью и высокой вязкостью. Медь легко серебрится и золотится. Кроме того, на меди хорошо держится эмаль, не отскакивает и не трескается.

Алюминий используется для изготовления сувениров, макетов, нагрудных знаков и др. Очень пластинчатый, хорошо полируется и устойчив к коррозии.

В наше время можно купить скань из любого перечисленного материала. Кроме разнообразия материалов используются специальные техники, придающие изделию оригинальный вид. Например, чернь (ниэло) — эта техника позволяет получить черневой графический узор на поверхности золотых или серебряных изделий. Техника изготовления состоит из нескольких этапов:

  • гравировка — на изделие наносится будущий узор;
  • нанесения черневого рисунка – изделие посыпают слоем черни (сплав меди, олова, свинца, серебра, серы – размягченного в порошок);
  • обжиг – чернь плавится и заполняет углубления;
  • шлифовка и полировка.

Техника чернь придает скани более оригинальный вид чем эмаль.

Что называли сканью в Древней Руси?

Скань в древней руси этоДля создания поистине потрясающих украшений мастера древности использовали множество необычных техник. Каждая из них делала создаваемый предмет особенным и неповторимым. И только от опыта и мастерства ювелира зависело качество украшений, ведь некоторые техники требовали аккуратности и точности движений. Одними из наиболее сложных способов украшения предметов обихода являлась скань, особенно почитаемая в Древней Руси.

Что значит слово «скань»?

Этот термин происходит от древнерусского «съкати», что означает «свивать» или «скручивать». Другое название этой ювелирной техники имеет латинские корни и звучит как «филигрань» (от filum и granum, что означает нить и зерно).

Скань (филигрань) является техникой изготовления разнообразных ювелирных изделий благодаря спаиванию узоров из металлической проволоки .

Разновидности филиграни

Есть множество способов разнообразить технику скани: использование эмали и драгоценных камней, нанесение узоров из проволоки на чернь или комбинация техник филиграни. Всего выделяют 3 основных вида этого ювелирного искусства:

  • Скань в древней руси этоНапайная скань. Это техника изготовления украшений, при которой проволочный узор напаивают на металлический лист-основу. Весьма часто сочетается с эмалью и по типу различается на фоновую (глухую) филигрань, просечную (выпильную) скань, перегородчатую эмаль и другие.
  • Ажурная скань. Ажурная техника предполагает скрепление узоров из проволоки без напаивания их на какую-либо основу. Для создания металлического кружева требуется большой опыт работы с металлами и аккуратность при спаивании. При добавлении к технике зерни производят напаивание металлических шариков на элементы кружева.
  • Объёмная скань. Для изготовления объёмных украшений из филиграни применяется поэтапный подход: несколько составляющих, выполненных в технике ажурной скани, соединяются вместе в единую композицию.

Скань в древней руси этоТехника филиграни из благородных металлов способна образовать красочные сочетания с различными материалами. драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью, чернёным серебром, стеклом и деревом. Разнообразие различных вставок в орнаменты скани требовало высокого уровня умения работы с металлами. К примеру, для дополнения украшения чернью, требовалось обсыпать сплавом нескольких металлов изделие и произвести его обжиг, чтобы расплавленная чернь заполнила рельефный узор. Изначально мастера скани предпочитали исключительно драгоценные металлы вроде золота и серебра, отдавая преимущество первому из-за нескольких его особенностей:

  • Прежде всего, золото является весьма легкоплавким металлом, то есть для его нагрева до состояния «тягучести» требуется температура, которая будет намного меньше температуры плавления стали или железа.
  • Золото является чрезвычайно пластичными материалом. При высокой степени чистоты оно легко деформируется даже без нагревания.
  • Скань в древней руси этоЗолото достаточно экономичный материал. Это означает, что из сравнительно небольшого количества этого металла можно вытянуть внушительную по длине золотую проволоку, из которой и составляются узоры скани: кольца, изгибы и завитки.
  • Этот благородный металл весьма ценили на протяжении всей истории человечества. Самые обеспеченные члены общин украшали себя золотыми изделиями, техники изготовления которых только усложнялись с течением времени. Орнаменты скани, выполненные из золота, украшали оклады икон, басмы и серьги.

История филиграни

Скань в древней руси этоЭта ювелирная техника пришла в современность из глубины веков, подвергнувшись минимальным изменениям. И по сей день при изготовлении украшений мастера используют ту же технологию. что и их предшественники столетия назад.

Сканное искусство известно со II века нашей эры. За свою долгую историю, длящуюся уже более 900 лет, филигрань только усложнялась: глухая техника преобразовалась в ажурную, а вместо мягких драгоценных металлов начали использовать даже тугоплавкую сталь.

В Древней Руси искусство скани впервые упоминается в IX веке. Ажурную технику скани в то время ещё не использовали, предпочитая ей зернь, то есть напаивание на ювелирные украшения или друг на друга множество шариков из металла и составление из них сложного узора. Ажурная скань, то есть составление узоров из металлической проволоки без какого-либо фона, стала применяться с XII века. Тогда же началось усложнение техники путём украшения изделий из скани драгоценными камнями и эмалью.

Сюжеты, выполняемые филигранными техниками, сильно зависели от окружающей действительности. Они не были статичными и менялись тогда, когда менялось общество, чутко реагируя на привнесение в Древнюю Русь влияний других стран и стилей искусства.

Скань в древней руси этоВозрастающая потребность во всё более и более сложных узорах скани подстёгивала мастеров к улучшению навыков. Сохранившиеся с XVI века пуговицы, украшенные тончайшим узором металла, до сих пор поражают воображение. Считалось, что чем тоньше и замысловатее узор скани, тем более благородным и уникальным является ювелирное изделие.

Расцвет филиграни приходится на период с XVIII по XIX век. Именно в это время она стала восприниматься как вид ювелирного искусства и применяться не только для создания украшений, но и для росписи небольших предметов. Все сканные изделия, вне зависимости от того, являлись ли они объёмными панно или всего лишь небольшими портсигарами, выполнялись вручную. хотя спрос на филигрань был очень высок.

Скань в древней руси этоФилигрань является тем искусством, которое почти не пострадало во времена СССР. Связано это было прежде всего с тем, что скань была объявлена национальным достоянием и народным историческим промыслом. Это позволило ей продолжить своё развитие, пусть и в других темпах.

На нынешний момент создаются сканные вазы и скульптуры различных размеров. Для приобретения достойно выполненного украшения, созданного в этой технике, ювелиры советуют чаще посещать различные выставки ювелирных изделий ручной работы.

Скань в древней руси это Скань в древней руси это Скань в древней руси это Скань в древней руси это Скань в древней руси это Скань в древней руси это Скань в древней руси это Скань в древней руси это Скань в древней руси это Скань в древней руси это Скань в древней руси это Скань в древней руси это

Скань — это что такое? Русская техника скани

Скань в древней руси это

Ювелирное искусство ценилось всегда. И не столько из-за немалой стоимости используемых материалов, сколько из-за искусного или филигранного исполнения ювелирных шедевров, из-за высокой техники художественной обработки изделия. Одним из видов этой техники и является скань.

По сути, эти два слова обозначат одно и то же. Только первое — исконно русское – обозначает «свивать», «скручивать нитки». Второе — европейского происхождения, точнее латинского, в его основе лежат слова «нить» и «зерно». Так что скань – это определенный способ выполнения узорных изделий из тонкой проволоки, которая вытянута из драгоценных металлов (серебра, платины, золота). В результате чего получаются, попросту говоря, проволочные кружева. Для украшения таких изделий часто применяют так называемую зернь – маленькие шарики. Они тоже из драгоценных металлов – серебра, золота.

Как ни удивительно, но она, зародившись в глубокой древности, продолжает использоваться в современности практически в таком же виде. Неправильно думать, что скань (филигрань) появилась впервые в Древней Руси. Это не так. Памятники 6-4-го веков до н. э. принадлежащие Греции, Египту, доказывают высокий уровень владения этим видом ювелирной техники. Однако метода волочения для получения проволоки в глубокой древности не знали. Ее делали из металлического стержня путем ковки и полировки. На Руси волоченая скань получила распространение в 10-м веке. Приблизительно тогда же начали применять в сканных изделиях зернь. И только в 15-16-м веках в ход пошли очень разные материалы: эмаль, драгоценные камни, дерево.

Скань в Древней Руси – это своего рода визитная карточка самобытного русского ювелирного искусства. Эта техника широко использовалась для изготовления не только украшений, но и церковной утвари, окладов священных книг и икон, оружия, предметов обихода. К примеру, сканью украшали даже сафьяновые сапоги. В 17-м веке открывались на Руси специальные мастерские, в которых занимались изготовлением проволоки (волочильным делом). А при монастырях, в княжеских имениях открывались мастерские, в которых работали настоящие таланты филигранного дела. Известнейшими мастерами тех времен летописные источники называют Ивана Фомина и Амвросия. Скань – это очень дорогостоящие изделия, которые были доступны только богатым людям. Ведь это была ручная тонкая работа, требующая от мастера накопленного годами опыта, в котором и заключались тайны мастерства. Периоды расцвета и упадка В 18-19-м веках скань на Руси переживает период расцвета. Ассортимент изделий, выполненных в этой ювелирной технике, постоянно расширяется. Мастерские появляются во многих городах, а вскоре налаживается фабричное производство сканных изделий. Начало 20-го века по вполне понятным причинам было периодом упадка – войны, революции. Конечно же, было не до ювелирного искусства.

Периоды расцвета и упадка

В 18-19-м веках скань на Руси переживает период расцвета. Ассортимент изделий, выполненных в этой ювелирной технике, постоянно расширяется. Мастерские появляются во многих городах, а вскоре налаживается фабричное производство сканных изделий. Начало 20-го века по вполне понятным причинам было периодом упадка – войны, революции. Конечно же, было не до ювелирного искусства.

Однако в Советской России оно опять возрождается. И до такой степени, что завоевывает мировую известность. В 1937 году на выставке в Париже изделия мастеров из артели «Красносельский кустарь» получили золотую медаль, демонстрировались они и на выставке в Нью-Йорке (1939 год). Ценились также изделия мастеров из села Казачково (Нижегородской области), поселка Мстера (Владимировской области), города Приволжска (Ивановской области). Со временем появились большие фабричные производства ювелирных изделий из скани в Москве, Ленинграде и других городах.

Виды ювелирной скани

В зависимости от способа выполнения изделий скань бывает трех видов.

В напайной скани на металлическую основу напаивается узор из проволоки.

В ажурной скани основа отсутствует, проволочные узоры скрепляются друг с другом, и получаются металлические кружева. Именно ажурную скань за границей часто называют русской филигранью.

Третий вид – это объемная скань. Как правило, это изделия, состоящие из нескольких частей. Так вот эти части тоже техникой скани выполняются отдельно, а потом соединяются в единое целое. Это могут быть, к примеру, фигурки зверей, поднос, ваза, подстаканник. Скань придает этим изделиям изысканность и неповторимость.

Материалы для скани

С давних времен считалось, что для скани подходят лучше всего серебро и золото. Эти благородные мягкие и без примесей металлы легко вытягиваются в проволоку. К примеру, нить, которую можно сделать из 1 грамма золота, составит в длину около 2500 метров. Однако сканные изделия, которые получаются из драгоценных металлов, очень дорогие, поэтому для их удешевления начали использовать другие материалы.

В первую очередь медь. потому что она обладает высокой пластичностью и мягкостью.

К тому же медную нить легко посеребрить или позолотить.

Используются также алюминий, мельхиор, латунь и некоторые другие металлы. Главное, чтобы была возможность вытянуть из них тонкую проволоку. Ведь скань – это изделия, состоящие из проволочных узоров.

Техника скани требует мастерства

Действительно, каждый мастер-сканщик имеет свои секреты мастерства. Даже сейчас, когда появилось фабричное производство таких изделий, доля ручного труда остается большой. И от мастера, от искусного художника зависит, насколько качественной и прелестной окажется вещь, выполненная техникой скани. Толщина проволоки для различных элементов изделия, количество и состав припая, продолжительность обжига проволоки… Очень много секретов у каждого мастера. Однако основные этапы работы остаются неизменными. На производстве самих проволочных нитей останавливаться не стоит.

Скань – это все же непосредственно выполнение изделия, или даже сотворение произведения искусства. Отсортировав проволоку по толщине, мастер ее скручивает либо оставляет гладкой – все зависит от изделия, над которым он начинает работу.

Кстати, прежде чем ее начать, он должен сделать эскиз в натуральную величину изделия. Работа проводится над каждой деталью отдельно. Они выгибаются строго по эскизу. Для мелких применяются специальные инструменты типа пинцета, а с крупными можно справиться пальцами. При выполнении ажурных узоров детали сначала наклеиваются на эскиз, а затем спаиваются между собой. Бумага, на которую нанесен эскиз, при пайке сгорает, в результате остается только изделие. Напайная скань сразу крепится на металлическую основу. Заключительной процедурой становится посеребрение вещи и ее полировка.

Чтобы придать изделию из скани оригинальность, применяют специальные техники.

Первая – это использование зерни. мелких шариков. Они напаиваются уже на готовое изделие в специально подготовленные углубления. И сразу же придают вещи нарядность и изысканность.

Еще интереснее поможет сделать скань чернь. Что это такое? Графический узор, нанесенный на изделие, посыпается сплавом олова, меди, свинца, серы, серебра. Затем проводится обжиг, чернь плавится, и рисунок заполняется этим составом. Нельзя не упомнить такую технику, как эмалирование. Здесь используется стекловидная масса, которой покрывается изделие. Эмаль бывает очень разная.

Самая интересная, пожалуй, расписная, так называемая финифть. Скань расписывается разноцветными красками, которые закрепляются обжигом. В заключение тем, кто хочет приобрести настоящие филигранные изделия, можно посоветовать почаще посещать специальные ювелирные выставки. Там и ассортимент приличный, и можно встретить настоящие произведения искусства из скани.

Ключевые слова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *